В 1872 году произошло событие, которое, при всей своей внешней незначительности, имело большое значение для создания кинематографа в том виде, которым мы сейчас его знаем. Оно произошло в Калифорнии и касалось узкого круга лиц, представляющих бизнес-элиту того времени. Это было пари, ставкой в котором были 25 тысяч долларов – сумма по тем временам баснословная.
Лиланд Стэнфорд, бывший политик, директор Central Pacific – крупной компании, занимающейся мореходством и железнодорожными перевозками, заключил это пари со своими друзьями. Стэнфорд был страстным любителем верховой езды, состоял в конном клубе и считал себя знатоком во всем, что касается лошадей. Во время очередной встречи участников клуба, началась дискуссия, которая и закончилась пари – спорили о гравюрах, на которых были изображены бегущие лошади с иллюстраций к работам Этьена-Жюля Марэ – известного физиолога.
Стэнфорд поспорил, что картина, на которой лошадь, бегущая рысью, изображена зависшей в воздухе, не соответствует действительности – он считал, что на самом деле, как бы быстро она не бежала, этого эффекта «зависания» не может быть по определению.
Разрешить спор, наблюдая за бегом лошади вживую, не удалось – человеческий глаз для этого оказался слишком несовершенен. Тогда Стэнфорд обратился за помощью к тому, кто в то время по праву считался лучшим фотографом в Калифорнии. Этого фотографа звали Эдвард Майбридж.
Эдвард Майбридж родился в Ирландии в 1830 году, эмигрировал в США в 1850 году. В 60-х годах XIX века он уже был одним из самых известных в стране фотографов, использовал в своей работе самые современные виды фотоаппаратов, а его пейзажи были знакомы всем ценителям фотографии.
Задача, поставленная перед ним Стэнфордом была не из простых – в то время даже самые дорогие фотоаппараты не могли помочь в ее решении. Майбридж убедился в этом после того, как попробовал делать снимки скачущей лошади, используя при этом белый фон. Из-за низкой светочувствительности снимки получались размытыми. Использование более светочувствительных материалов не смогло исправить ситуацию – преимущества быстрой выдержки без такого параметра фотоаппарата, как высокая скорость затвора, были бесполезны.
С 1874 по 1879 год Майбридж, финансируемый Стэнфордом, раз за разом проводил эксперименты, стремясь достичь необходимой скорости фотосъемки. На какой-то момент он понял, что если он хочет добиться своей цели, имеющиеся камеры и аксессуары, используемые для фотоаппаратов, ему в этом не помогут – он должен сам сконструировать камеру, которая могла быть снимать с большой скоростью.
Результатом долгих проб и ошибок стал первый фотоаппарат, обладающий щелевидным затвором, управляемым при помощи электричества и оснащенный новейшим объективом. Изобретенный им затвор обладал рекордной для того времени скоростью съемки – 1/25 секунды. Метод Майбриджа заключался в следующем – вдоль беговой дорожки он разместил 12 кабинок, в каждой из которых были установлены сконструированные им фотоаппараты. Лошадь, пробегая мимо кабинок, рвала нити, которые были протянуты к затворам камер – таким образом, получалось 12 последовательных снимков, отражающих динамику бега.
Цель была достигнута – Стэнфорд получил документальное подтверждение того, что лошадь при беге способна на какую-то долю секунды «зависнуть» в воздухе, что полностью подтверждает предположения Этьена-Жюля Марэ. К сожалению, история умалчивает о том, выплатил ли Лиланд Стэнфорд выигрыш своим оппонентам, или нет. Однако сразу после окончания эксперимента было понятно, что полученный в его ходе результат является несопоставимым по своему масштабу с теми задачами, которые ставились перед ним первоначально.
Майбридж мог и не достичь такого триумфа – в 1874 году он едва не сел в тюрьму за убийство любовника своей жены, которого он застал на месте «преступления». Однако дело решилось в его пользу – он был признан невиновным и выждав некоторое время, снова приступил к работе.
Изобретение Майбриджа стало сенсацией – он ездил по стране, выступал с лекциями. В арсенале его техники для презентаций был первый в мире кинопроектор, который сам Майбридж назвал «зоопраксиноскоп». В нем сделанные им фотографии последовательно сменяли одна другую с заданной скоростью, создавая тем самым иллюзию движения. По сути, первым фильмом было не произведение братьев Люмьер, а «Скачущая лошадь» Майбриджа, которую он показал публике на 16 лет раньше.
Майбридж не останавливался на достигнутом. Он усовершенствовал прототип затвора, и, используя новейший броможелатиновый метод печати, достиг еще более впечатляющих результатов – съемки со скоростью, измеряющейся сотыми долями секунды, подняв качество фотоаппарата на новый уровень. Итогом огромной работы, которую он проделал стали более 20000 стеклянных негативов. Эти снимки были сгруппированы в специальное издание, которая предлагалась по подписке. Хотя издание было очень дорогим, недостатка в подписчиках не было. Надо сказать, что среди них были люди искусства и ученые мирового уровня – Эдисон, Гельмгольц, Мах, Роден, Тиффани, Милле и многие другие.
По всей видимости, именно работы Майбриджа вдохновили Томаса Эдисона на создание кинетоскопа, который стал прообразом кинокамеры. Кинетоскоп был запатентован в 1891 году, а уже в 1896 году состоится событие, которое откроет новую эпоху в мире современного искусства – в Париже братья Луи и Огюст Люмьеры продемонстрируют изумленной публике свой первый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»